Развитие образования в Швейцарии
В некоторых кантонах предпринята новая попытка реформы среднего образования с целью создания объединенной школы, такой, которая бы осуществляла связь между различными типами школ. В этих объединенных школах планируется индивидуализированное обучение с помощью различных мер, например, путем введения права выбора предметов и новых курсов (например, в кантоне Берн), осуществления межпредметных связей в обучении, как в кантоне Цюрих. Франкоязычные кантоны Швейцарии комбинировали тенденции всех образовательных уровней в едином направлении, в результате чего в Женеве можно наблюдать модель «цикла ориентации», которую можно расценить как всеохватывающую объединенную школу, отличающуюся широкой вариативностью обучения. Подобные планы существовали в Центральной Швейцарии в кантонах Солотурн, Ааргау и Санкт-Галлен, но они были реализованы лишь частично и к тому же в измененном виде.
Школьные реформы 60-70-х годов уже к 1984 г. обнаружили себя как фазу важнейших перемен в структуре школьной системы Швейцарии, имеющие жизненную историческую перспективу.
В заключение хотелось бы отметить, что Швейцария, будучи родиной многих важнейших новшеств в области педагогической теории (достаточно вспомнить такие имена как Руссо и Песталоцци), вместе с тем сама активно использовала достижения педагогической мысли других народов, превратившись таким образом в центр педагогического экспериментирования. Это объясняется как ее срединным расположением на карте Европы, так и ее открытостью демократическим преобразованиям в политическом плане.