Развитие образования в Швейцарии

Песталоцци родился и вырос в Цюрихе, получил образование в высших учебных заведениях города, испытал на себе влияние идей просветительства. Следует отметить его особый интерес к политическим и педагогическим идеям Руссо, а также его связи с физиократизмом и пиетизмом. Как мыслителя и ученого его постоянно занимали философские размышления о сущности и назначении человека. Первый период его жизни и деятельности отличался доминированием политических и общественных интересов, а во второй период, протекавший уже в зрелом возрасте, и почти до его смерти, преобладающими стали педагогические интересы и активная преподавательская деятельность в школе.

В молодости Песталоцци написал несколько эссе по политической философии, в которых он развивал идеи «Патриотического союза», затем после краха его практической сельскохозяйственной и образовательной деятельности в интересах бедноты на ферме Нейгоф он полностью отдался писательскому труду. Он написал речь «О свободе моего родного города» (1799), которая закрыла политическую тему его юности, затем опубликовал работу «Вечерний час отшельника» (1780), впоследствии получившую известность. В этой работе Песталоцци изложил основные идеи о сущности, предназначении и воспитании человека, его естественном стремлении к гуманности в соответствии с общественными идеалами и религиозными догматами. За ней последовал ряд важнейших публикаций 1781-1787 гг., когда появились четыре части большой сельской истории «Лингард и Гертруда». В этом романе Песталоц-ци развил свои идеи элементарного образования народа и на примере семьи каменщика Лингарда показал, как материнская стойкость его жены Гертруды вместе с благодетельными усилиями помещика Арнера, помогают победить силы зла, преодолеть внешние и внутренние невзгоды. Обучение в жизненной среде служит образцом для обучения в школе и для нравственной жизни деревенского общества. Те же педагогические идеи образования народа характерны для «Кристофера и Элизы» (1782).

В 80-е гг. XVIII в. Песталоцци пережил религиозный кризис, результатом которого было существенное изменение акцентов, и значительное расширение и углубление его представлений о человеке. Если в «Вечернем часе отшельника» Песталоцци еще убежден, что высшая природа человека, если не прерывать ее естественного развития, будет органично развиваться и с согласия Бога-создателя сделает его нравственным и приведет его к счастью, то теперь в период кризиса, он обращается к низшей животной природе человека, которая, по его мнению, при сопротивлении окружающей среды и враждебности общества может быть испорчена. Проблема «высшей сущности человека» и его отношений с Богом временно отходит на второй план.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  Следующая > В конец >>