Развитие образования в России

Идеи В.А. Сухомлинского не сразу нашли признание в педагогической среде. Его установка на воспитание ребенка в духе общечеловеческих ценностей - добра, совести, сострадания были расценены как проповедь аполитизма. Ему пришлось испытать немало несправедливых обвинений и травли. И тем не менее он вошел в историю отечественной педагогики как выдающийся педагог-гуманист. Высказанные еще в 60-е годы его идеи стали предвестниками той проблематики, которая приобрела исключительную актуальность в наши дни.

В эти годы была начата работа по модернизации содержания образования и приведению его в соответствие с современным состоянием науки. К разработке новых учебных программ были привлечены крупные ученые, педагоги-теоретики, методисты и учителя. Их деятельность продолжалась более десяти лет и была завершена к 1975 г. Однако новые учебные программы оказались перегружены обязательными для усвоения материалами, трудными для учащихся. Воспитательные и развивающие функции обучения были принесены в жертву тем же «основам наук».

Массовой формой дифференциации обучения были признаны факультативы, которые должны были удовлетворять запросы школьников не только в области науки, но и в области техники, музыки, живописи, спорта и т.д. Наряду с этим обосновывалась правомерность и других форм дифференциации обучения: создание школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов, формирование групп по интересам внутри школьных параллелей, гуманитарный и естественный (естественно-математический) профили образования в старших классах.

Концептуальная противоречивость учебных программ во многом объяснялась изменением общественно-политической обстановки в стране, происшедшей за те десять лет, когда осуществлялась работа по модернизации содержания образования. Педагогическая мысль и школьная практика существенно затормозились в последующие годы, получившие сегодня название «периода застоя». В народном образовании усилился формализм и авторитарно-административный стиль в управлении учебным и воспитательным процессами.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  Следующая > В конец >>