Развитие образования в России
Демократизация жизни страны непосредственным образом сказалась и на положении молодежных организаций, которые стремились выйти из стен школы и найти свою собственную сферу деятельности. Таким стало коммунарское движение, впервые возникшее в Ленинграде в 1958 г. Создатели этого движения и их последователи разработали теоретические основы коммунарского воспитания, исходящего из коллективных творческих дел, направленных на единство практической (улучшение окружающей жизни) и воспитательной деятельности. В начале 60-х годов коммунарское движение получило широкое распространение. Однако подлинно массового характера оно не приобрело.
Как отмечалось выше, одной из центральных проблем в жизни послевоенной школы была необходимость вовлечь молодежь в производство, дав ей необходимые умения и навыки уже в стенах школы. Над решением этой задачи усиленно работали и ученые-педагоги и учителя-практики.
Поворот к теоретическим и практическим вопросам политехнического образования и трудового обучения школьников обозначился уже в школьных программах 1949 г. В учебный план школы вновь был введен «труд» как самостоятельный учебный предмет. В 1956 г. было разработано несколько вариантов учебного плана, направленного на обеспечение тесной связи обучения с общественно полезным трудом. Основная направленность этих учебных планов состояла в том, чтобы, увеличив срок обучения в школе на один год, дать выпускникам, помимо общего образования в объеме средней школы, подготовку по одной из массовых профессий с присвоением им соответствующего квалификационного разряда.
Поиски и проекты были окончательно завершены утверждением в 1958 г. закона о школе, согласно которому школа становилась одиннадцатилетней, школьники к моменту ее окончания должны были получать рабочую профессию. В соответствии с законом в системе среднего образования основным звеном объявлялась восьмилетняя общеобразовательная школа, где должна была осуществляться психологическая и практическая подготовка учащихся к общественно полезному труду на производстве.