Развитие образования в России
При отборе содержания учебного материала по годам обучения осуществлялся принцип «от близкого к далекому». Так, например, на первом году обучения весь учебный материал группировался вокруг темы семьи и школы. Изучался наиболее близкий для детей труд в школе, семье, который рассматривался в связи с изменениями в природе в различные времена года. В соответствии с темами комплекса формировались и необходимые навыки.
В школах II ступени предметная система сохранялась, и программы учебных предметов строились по принципу взаимозависимости. Однако и здесь учебный материал концентрировался вокруг общих комплексных программ. По мнению создателей комплексных программ, такое построение помогало тесно связать содержание образования с народнохозяйственными задачами страны, выработать активное действенное отношение к жизни. В большей мере учитывались интересы детей, их возрастные особенности.
Введение комплексных программ во многом обусловило и методы преподавания, и организацию учебного процесса. Ведущая роль была отдана исследовательскому методу как наиболее соответствующему целям обучения в новой школе. Он противопоставлялся словесным методам обучения, которые рассматривались как догматические, формирующие пассивную личность.
С позиции развития активности и самостоятельности учащихся, выхода учебного процесса за рамки школы осуществлялась и разработка различных форм учебной работы. Резкой критике подвергалась классно-урочная система в том виде, который был характерен для дореволюционной школы.
Первый опыт работы школы по новым программам свидетельствовал о том, что они в большей мере связывали школу с жизнью, способствовали привлечению учащихся к активной общественно-полезной деятельности. Вместе с тем выявились существенные недостатки в вооружении учащихся систематическими знаниями и в формировании у них прочных навыков.