Развитие образования в Китае
Чем ближе к сдаче столичных экзаменов, тем труднее было их сдавать. Самой престижной и высшей была степень «Цзиныши» (доктор), которая присуждалась на столичных экзаменах небольшому кругу лиц. Получение этой степени вело к блестящей бюрократической карьере.
В последующие времена китайская императорская система экзаменов оказала влияние на развитие и становление системы гражданских экзаменов во многих странах Азии, Северной Африки и даже в странах Европы и Америки.
В период династии Тан было много известных ученых, писателей, поэтов и художников, а также педагогов и работников образования. К их числу прежде всего относится Хань Юй (763-824) - публицист, государственный деятель и педагог, автор известного трактата «О человеке», в котором рассматриваются вопросы взаимоотношений природы и человека. Он работал в Императорском университете, который выполнял функции министерства образования в Китае и уделял большое внимание вопросам воспитания и обучения. Хань Юй - автор трактатов «Как стать учителем» и «Как преуспеть в учебе».
При жизни Хань Юя в Китае большое распространение приобрел буддизм. Хань Юй выступал против буддизма и возглавил движение за возврат «древности», был сторонником конфуцианства и конфуцианской морали. Основной целью образования, по его мнению, должна быть древняя (конфуцианская) мораль, основу которой составляет «гуманность» (добродетель). «Гуманность» должна проявляться во всем: в законах, этикете, политике, при наказаниях, даже в музыке. Изучение древних классических книг рассматривалось им как возвращение к учению древних правителей, как защита традиционных моральных принципов.