Развитие образования в Индии

Проживая в доме учителя, учащиеся не должны были платить за еду и кров. Отвечая на заботу учителя они собирали хворост, пасли коров, работали на огороде. Позднее учащиеся из богатых семей могли освободить себя от такого служения, заплатив в начале обучения сумму в тысячу кахан. В конце обучения учитель обращался к ученикам с напутствием, подчеркивая прежде всего их обязанности и долг изучения Веды. Но не все ученики возвращались сразу домой. Многие, гонимые жаждой познания, странствовали по стране в поисках новых гуру, вступали при каждом удобном случае в дискуссии с учеными людьми, принимали участие в собраниях мудрецов при дворе царя и как вознаграждение получали коров и землю.

В соответствии со смрити идеальным считалось положение, когда у одного учителя было лишь несколько учеников. Но в некоторых ведических школах Таксилы и Бенареса количество учеников доходило до 500. В таких школах в качестве учителей использовались старшие ученики. Значительная часть таких учеников содержалась за счет местной благотворительности. Бенарес и Каши были известны как центры религиозного образования. Таксила на дальнем северо-западе славилась как место светского образования. Оба эти центра привлекали учащихся и ученых издалека. Среди известных ученых, которые преподавали в Таксиле, был специалист по грамматике санскрита Панини; автор Артхашастры Кау-тилья и министр царя Чандрагупты брахман Маурья; врач Чарака, который как и Дживака, был личным врачом царя Бимбисара, просившего Дживаку также следить за здоровьем Будды и его последователей.

Таким образом, за 600 лет н.э. в Индии существовала сеть ведических школ, в которых учащиеся, принадлежавшие к различным социальным группам, изучали Веды и Веданги, Аюрведу, полезные искусства и ремесла. Класс браминов отвечал за работу этих школ. Но брамины не только учили, они также трактовали положения ведической религии, исходя из нужд различных слоев общества. Царю нужен был жрец, чтобы управлять своим царством. Его подданным тоже нужен был жрец для того, чтобы осуществлять важные для них социальные функции. Мы уже говорили о том, что господство сословия жрецов нашло выражение в создании огромных по объему Брахман, реакцией на которые было появление Араньяк и Упанишад.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  Следующая > В конец >>