Развитие образования в Индии

Священные тексты, о которых мы ранее упоминали, относятся к шрути (услышанное). С ними тесно связаны дополнительные трактаты, называемые ведангой (члены или части тела Веды), хотя они и не считаются частью услышанного. Их рассматривают как менее авторитетные по сравнению с шрути и называют смрити (запомненное, или то, что донесла традиция). Они сформировались в ведических школах, хотя их происхождение может быть прослежено практически до времен Ригведы, этой «науки всех наук, искусства всех искусств».

Содержание шести веданг часто выражено в емкой сутре или афоризме, или правиле, - шесть. Это - шикша, или фонетика, кальпа, или ритуал, вьякарана, или грамматика, нирукта, или этимология, чхандас, или метрика.

Прошло несколько веков после составления гимнов Ригведы (1500-900 до н.э.) и четыре Веды, дополнения к ним и шесть веданг постепенно стали предлагаться как курсы для обучения в ведических школах, в которые допускались после прохождения упанаяны (посвящения в ученичество) учащиеся в возрасте 12 лет. Предварительно брахманы должны были знакомиться с их семьями, выясняя их способности, убедиться в их готовности служить своим учителям, которых называли гуру или ачарья. Учащиеся, которые вели целомудренный образ жизни и назывались брахмачаринами, должны были учиться 12 лет в ведической школе. Только после этого они могли вернуться домой и начать жизнь домохозяина. Учащиеся, которые на ранних этапах обучения были признаны неспособными, отправлялись назад для занятия землепашеством, ткачеством или любым другим подходящим для них ремеслом.

Ведические школы были доступны всем сословиям общества - брахманам, кшатриям, вайшьям, кроме шудр (неприкасаемых), которыми были поначалу представители племен, покоренных арийцами, и основной обязанностью которых было служить первым трем сословиям. Четыре Веды составляли главное содержание обучения для всех представителей этих трех классов. Но брахманы изучали Веды основательнее и со временем монополизировали преподавание. После окончания обучения они открывали свои школы. В то же время кшатриев больше учили военному ремеслу, искусству управления, осуществления законности, поддержания порядка. Вайшьев учили торговле, коммерции и сельскому хозяйству. После окончания учебы они выбирали соответствующую профессию и вид деятельности.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  Следующая > В конец >>