Развитие образования в Индии
Ганди по праву и без преувеличения может быть назван выдающимся педагогом XX в. Его педагогическое наследие состоит из 400 книг, статей, выступлений. Широкое признание получила его практическая деятельность в созданных им учебных заведениях как в ЮАР, так и на родине.
В той ситуации, которая сложилась в Индии в условиях господства английских колонизаторов, Ганди предложил гуманный способ выхода из сложившегося для огромной массы индийцев положения - борьбы за независимость путем ненасилия, мирным путем, путем образования и просвещения многомиллионного и исстрадавшегося народа. Он отмечал, что колонизаторы никогда не ставили и не могут ставить задачи подлинного образования покоренного народа. Страну в рабстве удерживают не английские пушки, а несовершенство и невежество индийцев. Обучение индийских детей только английскому языку приводит к такому отрицательному явлению, как забвение родного языка. Образование -путь к независимости.
В 1930 г. Ганди возглавил кампанию неповиновения по всей стране. В бойкоте школы, начатой по его замыслу, приняло участие до 8 млн. учителей и учащихся. В знак протеста число поступающих в университеты уменьшилось на 37 000 человек. Вовлечение широких народных масс в борьбу за независимость путем ненасилия - таковы были основные программные положения учения, в котором проблемы воспитания и образования занимали ведущее место.
Ганди подверг резкой критике существующую в Индии школьную практику, которая фактически не дает подрастающему поколению знаний, не готовит его к жизни и потому бесполезна. Дело в том, что для Ганди образование не самоцель, а средство, которое может сделать человека нравственно воспитанным, волевым и сильным. Другой ценнейшей мыслью педагогической концепции Ганди было его обращение к национальным традициям. Ганди призывал учителей обратиться к богатейшей истории своего народа, к таким его источникам, как «Махабхарата», «Рамаяна» и другим, в которых накоплено немало мудрых советов по воспитанию молодого поколения. Следует напомнить молодежи, писал Ганди, старинные индийские сельские игры, вековые правила гигиены, умения и знания по лечению больных. Школа должна быть максимально приближена к условиям жизни страны. Поскольку Индия -сельскохозяйственная страна, то и подрастающие поколения должны овладевать профессиями этой области, например ткачеством.