Развитие образования в Индии

Цивилизация Долины Инда не выдержала натиска арийцев, которые в начале второго тысячелетия до н.э. из-за перенаселенности и оскудения пастбищ оставили обжитые места в Великой Степи, простиравшейся от Польши до Центральной Азии, и устремились на запад, юг и на восток. Сначала арийцы поселились на землях, которые находились между реками Ямуна и Сатледж, покорив местные племена, которые олицетворяли собой то, что осталось от Цивилизации Долины Инда. Среди арийцев была группа родственных племен, жрецы которых разработали сложнейшую технику создания поэтических гимнов, которые исполнялись во славу богам во время жертвоприношений. Эти гимны бережно передавались от поколения к поколению в устной форме. В первом тысячелетии до н.э. они были упорядочены и систематизированы. Огромное собрание гимнов, Ригведа - первая в серии священных книг индуизма и, как говорит известный индолог Макс Мюллер, «самая древняя из наших книг» во «всем арийском мире».

Ригведа - это собрание текстов, состоящее из 1017 гимнов на раннем классическом санскрите. Эти гимны носят название «Самхита» и обращены к 33 богам, которые разделены на три группы по одиннадцать в каждой, и соотносятся соответственно с тремя пространствами вселенной - небесным, промежуточным и земным.

Как сочинялись эти гимны? Они были результатом устремления к «высшей истине» и ее непосредственного осуществления на основе аскетических подвигов и сконцентрированного созерцания или медитации (называемой «тапас»), которыми и отличались настоящие риши («провидцы», легендарные мудрецы арийских племен) и пророки. После того как высшее знание часто после обсуждения на собраниях жрецов было зафиксировано в гимнах, появилась необходимость разработки методов его получения, сохранения и передачи. Таким образом, каждый риши был одновременно и учителем, который сообщал своему сыну знания, добытые им самим. И это знание в виде священных текстов становилось достоянием его семьи. Каждая такая семья риши превращалась в ведическую школу, которая принимала учеников для изучения имеющихся у нее текстов.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  Следующая > В конец >>