Развитие образования в Индии

На протяжении десятилетий, последовавших за битвами 1757 и 1765 гг. и ставших периодом трансформации Британской Ост-Индской компании из купца в правителя, внимание ее официальных лиц привлекло высшее брахманистское образование, устоявшее в середине века перед лицом диктата высшего исламского образования. Английские высокопоставленные чиновники смогли адаптироваться в индийском климате и выработать в себе вкус ко всему индийскому. Их приверженность восточным учениям выразилась не только в переводе и публикации древних восточных рукописей, но и в создании таких восточных учебных заведений, как медресе в Калькутте (1781) и санскритский колледж в Бенаресе (1792). В 1784 г. Уильям Джонс, выдающийся оксфордский востоковед, основал в Бенгалии «Азиатское общество» для исследований в области истории и древностей, искусства, науки и литературы Азии и начал публиковать результаты этих исследований в журнале.

Подобный интерес к восточным учениям, возможно, и остался бы неослабным еще многие годы, если бы не противодействие англичан, которые обращали внимание на якобы декадентский упаднический характер, индийского общества и предлагали взамен введение в стране христианства и западного образования. Ост-Индская компания придерживалась мнения, что такой подход может повредить ее коммерческим интересам. Однако под давлением миссионерского движения британский парламент ввел в Хартию 1813 г. статью 43, предусматривавшую выделение 100 тыс. рупий ежегодно на нужды образования в Индии и разрешавшую дальнейшее распространение сети миссионерских организаций по всей ее территории.

Тогда же был образован Главный общеобразовательный комитет, осуществлявший контроль за расходованием средств на восточное образование, что вызвало сопротивление большой группы молодежи, увлеченной утилитаристскими идеями английских экономистов XIX в. Бен-тама и Милля, а также миссионеров и индийцев - сторонников Раммо-хапа Роя, видевших в западном образовании не только путь к модернизации общества, но и ключ к достижению собственного материального благополучия.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  Следующая > В конец >>