Развитие образования в Индии

Традиция, заложенная делийскими султанами, была продолжена моголами, начиная с Бабура. Самым выдающимся среди них был Дже-лаль-ад-дин Акбар (вторая половина XVI в.), двор которого был украшен выдающимися учеными своего времени. Будучи сам неграмотным, Акбар очень высоко ценил ученость и покровительствовал ей. Этот блестящий государственный деятель, исходя из интересов стабильности в государстве, проводил политику веротерпимости и даже ввел новую религию, которая получила название Дин-и-Илахи. Двери мектебов и медресе были открыты для мальчиков-индусов, которые в них могли подготовиться к государственной службе. Поощрялось изучение санскрита, многие произведения были переведены на персидский. Политика религиозной толерантности Акбара в большей или меньшей степени была продолжена его последователями Джахангиром и Шах-Джаханом. Иной по отношению к религии была политика Нурангзеба (правитель Могольской империи с 1658 г.). Будучи приверженцем исламской учености, он издал в 1669 г. указы, по которым наместникам в провинциях предписывалось разрушать индуистские храмы, чтобы освободить место для постройки мечетей с мектебами и медресе при них. Этот отказ от политики Акбара имел отрицательное влияние на дальнейшую судьбу империи.

Однако, разрушение храмов не означало, что пришел конец индуистскому образованию, которое не было привязано к храмам или монастырям, как это было в случае с буддийским образованием, и осуществлялось в семьях жрецов. В средние века индуистское образование было достаточно сильным, чтобы оказать влияние на исламскую систему обучения. Фактически происходил процесс их взаимообогащения. Классическим примером была история Дара Шукоха, старшего сына шаха Джахана, которого убил его брат Аурангзеб в ходе войны за трон, вспыхнувшей в 1657 г. после того, как шах заболел. Шукох хорошо знал арабский и персидский языки, а также санскрит. Он был автором нескольких известных работ, среди которых были переводы на персидский Упанишад, Бхавадгиты и Рамаяны. Он также составил календарь мусульманских святых, написал несколько работ по философии суфизма.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  Следующая > В конец >>