Развитие образования в Греции
В общем, спартанские граждане учились законам жизни, причем им нельзя было подвергать эти законы сомнению. Спартанская система воспитания и образования работала на город-государство; спартанцы достигали того, чего они хотели, и учились быть смелыми, преданными гражданами и гордыми за свой образ жизни.
Воспитание в Афинах, напротив, не походило на военизированное воспитание в Спарте. В Афинах Перикла не было системы общественного обязательного образования. Основной задачей пайдейи было воспитание всесторонне развитого человека — умного, честного, физически крепкого, с хорошими манерами. В Афинах интересы государства и каждого отдельного человека совпадали и устремлялись к цели формирования гармонической личности с тренированным телом, умом, воображением, вкусом и моралью.
Частное начальное образование для мальчика начиналось в 6 лет и продолжалось до достижения им 14-летнего возраста. Афинские девочки, напротив, оставались дома в течение всего детства, овладевая домашними делами и приобретая некоторые навыки от матери. Мальчик был гордостью отца, поскольку он носил имя семьи и был гарантом того, что похоронный обряд после смерти родителей будет соблюден должным образом. До школы он учил дома стихи, мифы и овладевал нравственными принципами. В возрасте 6 лет он шел в школу и был постоянно под присмотром раба-педагога. Он провожал мальчика в школу, нес его вещи и оставался с ним в школе. Он также присматривал за мальчиком в течение всего дня и, если требовалось, наказывал его. Дух начального образования был удивительно либеральным, основной акцент был сделан на нравственном воспитании. Чтению, письму и арифметике обучали почти всех.