Развитие образования в Греции

Согласно традиции в течение первых двух веков Османской оккупации существовали так называемые «скрытые школы», действующие подпольно. Клирик старшего возраста, обычно монах, учил молодых греков грамоте по церковным книгам. Однако наличие таких школ не подтверждается историческими источниками. Кроме того, многие историки и исследователи утверждают, что турки не запрещали основывать школы, исключая периоды революций и войн.

Известно, что некоторые греческие торговцы, разбогатев, основывали школы на Османской территории (вначале в Бухаресте и Яссах, двух автономных Дунайских областях, затем на острове Хиос, в Смирне и Кидонии). Вселенский Патриарх Иеремия созвал синод (1593), на котором призвал свои метрополии основывать школы. В том же году Патриарх реформировал Патриаршую Академию. Церковь, так же как фанариоты и другие богатые греки, поддерживала высшее образование; примерно с середины XVII в. эти попытки развития греческого образования привели к интеллектуальному возрождению греческой культуры.

Греция под Османским игом никогда не была полностью лишена контактов с Западной Европой. В течение XVIII в. вследствие развития торговых контактов с Западной Европой греки осознали ценность и порядок в своей жизни, а также анархию Османской империи. В период перед получением независимости греческое общество находилось под влиянием Православной Церкви, руководимой Вселенским патриархом. Церковь в течение всего Османского ига находилась под греческим контролем. Автономия, которой пользовались греки, позволяла им сохранять свою систему образования и культурные традиции. Многие греки поступали на Османскую службу. Вокруг Патриарха образовалась так называемая фанариотская аристократия. Параллельно росли торговля и морское дело, которые бурно развивались в последнее десятилетие XVIII в. и первые два десятилетия XIX в. под воздействием Французской революции и наполеоновских войн. Греческие контакты с Венецией были крайне полезны для развития образования; в XVIII в. довольно много греческих студентов посещало французские, немецкие и итальянские университеты. Распространение идей Французской революции в греческом мире способствовало возрождению образования и сформировало класс учителей, которые старались освободиться от средневекового подхода, царившего в греческой Церкви. В начале XIX в. в греческом обществе появилась прослойка аристократов, основной функцией которых был сбор налогов. Другую важную группу в обществе составляли люди, сбежавшие в горы от преследования властей и от сборщиков налогов.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  Следующая > В конец >>