Развитие образования в Греции
В течение переходного периода от эллинизма к византийской эре в греческой истории (284-602 гг.) греки сами решали, какие элементы эллинистической жизни и образования будут отброшены, а какие оставлены. Однако после того, как греки потеряли свою политическую независимость (1108-1461 гг.), они утратили контроль над некоторыми неполитическими элементами своего образа жизни.
Византийский греческий мир пал вместе с захватом Константинополя французами и венецианцами в 1204 г. н.э. и воцарением французского императора в имперском городе. Потрясение 1204 г. имело большие последствия, чем вторжение турок в 1453 г., когда город был захвачен второй раз. После 1204 г. остатки Византийской империи, которые избежали покорения латинянами, распались на три независимых греческих государства. Самым крупным, управляемым лучше других и наиболее преуспевающим государством, была Никея. Здесь нашли убежище большинство выживших после захвата Константинополя греческих интеллектуалов. Эти мыслители попытались возродить греческую культуру.
В XV в. в Константинополе, Пелопоннесе и Трапезунде новые культурные и педагогические ориентации нашли своего представителя в лице Георгия Гемиста Плифона (1360-1452). Он верил, что греки могут спасти себя в героическом акте национального возрождения; он предлагал восстановить древнегреческую философию и религию. Он был платоником по своим социально-политическим взглядам и неоплатоником в философии. С его точки зрения неоплатонизм представлял собой философски осмысленное дохристианское греческое религиозное мировоззрение. В качестве языка обучения он использовал древнегреческий, а не латынь, которая доминировала на венецианском Крите, где он жил. Его сын, Арсений Апостол, продолжил работу своего отца. Он переписывал греческие манускрипты и издавал греческих классиков. В этот период греки усваивали и латинскую культуру, а латиняне знакомились с достижениями византийской образованности.