Развитие образования в Греции
В Византийской империи, помимо университета в Константинополе, существовало два других типа образовательных институтов: Патриаршая школа и школы при монастырях. Эти школы принимали детей мирян. Монастырские школы существовали для тех, кто с ранних лет был предназначен своими родителями к монашескому поприщу. Обучение в этих школах было ограниченным по своему содержанию, их библиотеки в основном включали работы Отцов Церкви. Ученики обычно переходили от изучения букв и звуков к Псалмам. Псалтырь, отрывки из Нового Завета и другие библейские тексты заучивались наизусть.
Церковь предпринимала попытки контролировать систему образования. Прежнее образование, основанное на изучении языческих авторов, считалось недопустимым.
Практически ничего не известно о судьбах византийского образования в X-XI вв. XI в. отмечен более живой интеллектуальной атмосферой, что может быть связано с интенсификацией городской жизни.
В столице церковь и государство создавали общественную жизнь в форме развлечений. В городе происходило множество культурных событий. Триумфальные процессии свидетельствовали о культуре и мощи империи. Ипподром был обычным местом пребывания людей из разных социальных слоев. Здесь, перед ярусами и галереями, украшенными шедеврами античной скульптуры, проводились забеги конников и атлетов. Все это в соединении со многими другими празднествами принесло Византийскому государству всемирную славу Матери Чудес.
Примечательным для истории византийского образования и культуры явился факт выбора аттического диалекта-койне как языка написания гимнов, который был предпочтен бытующему в то время греческому языку. Отличительной чертой православной литургии было пение псалмов, в котором прихожане были активными участниками. Использование койне как языка литургии способствовало продолжению эллинской пайдейи и эллинистическому образованию византийских греков.