Развитие образования в Греции

В IV в., когда христианство победило язычество на всей территории Византийской империи, гуманитарное образование не претерпело значительных изменений со времени эллинизма. Образование включало три уровня: начальный уровень под руководством грамматистов, средний - под руководством грамматиков и высший - под руководством ритора. Светское образование в Византии начиналось в возрасте 6-7 лет; мальчик изучал с учителями в начальной школе орфографию, чтение, письмо и счет (часто школы посещали и девочки). Грамматистами обычно были вольнонаемные, они не были образованы и занимали низкое общественное положение. В возрасте 10-12 лет ребенок получал начальное образование. Среднее образование нередко считалось началом обучения. Грамматики обучали избранным классическим авторам, выделяя поэтов и Гомера. Их метод включал в себя 4 операции над текстом: разбор, декламирование, объяснение и критический анализ. Изучение поэтов дополнялось изучением грамматики, ученики должны были выполнить ряд упражнений. Несмотря на то, что на среднем уровне изучение литературы преобладало, здесь также изучались 4 научные дисциплины-квадриум: арифметика, геометрия, астрономия и музыка; все они относились к так называемому общему образованию, которое считалось в Византии чем-то низменным. Это школьное образование считалось первой ступенью к высшим углубленным занятиям, то есть было базой для любого обучения. Высшее образование давалось софистами или риторами и было доступно только в больших городах. Педагог (софист или ритор) избирался местными властями, получал государственное содержание, а также определенные привилегии, подарки и подношения от студентов. Мальчики начинали высшее образование в возрасте 15 лет. Конечно, большинство студентов происходили из богатых семей декурионов, государственных чиновников и юристов. В дополнение к риторике изучалось несколько технических (вспомогательных) дисциплин. Философия, включая основы наук, процветала во многих византийских провинциях. По окончании средней школы учащийся мог обратиться в более крупный центр для обучения у известного ритора. В 425 г. в Константинополе был открыт университет. Константинополь стал университетским городом, культурным центром. Безусловно, университет был основан не для покровительства муз, а для подготовки чиновников.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  Следующая > В конец >>