Развитие образования в Греции
Основной характеристикой раннего христианского периода были попытки его представителей соединить классическое греческое воспитание и христианский дух. Однако путь к этому синтезу был непрост.
Судя по Новому Завету, апостолы были неплохо осведомлены о греческой философии. Греческое понятие логоса стало важным понятием христианства и центральной философской идеей неоплатонической философии. Христианизация греко-латинского мира сопровождалась в некотором смысле эллинизацией христианства. Это выразилось, например, в том, что христианство с самого начала своего возникновения пользовалось эллинским языком, И не случайно апостол Павел посещал Афины, этот интеллектуальный и культурный центр древнегреческого мира.
Кстати, существует тесная связь между Платоном и апостолом Павлом в их понимании различий между внешним и внутренним в человеке, между телом и душой, плотью и духом.
Согласие всегда было лозунгом миротворцев и политических учителей, поэтов, софистов и государственных деятелей классического периода греческих полисов, а также в ранний христианский период. Христианское учение, однако, содержало идеи и чувства, которые породили среди христиан отрицательное отношение ко всему земному, включая языческую мудрость. Это оказало влияние на раннюю христианскую педагогическую мысль.
Со II в. н.э. появилось большое количество литературы, в которой христианские писатели защищали христианство от его преследователей и образованных нехристиан. Однако несмотря на негативное отношение к античной культуре некоторых христианских мыслителей, таких, как Татиан и Тертуллиан, ряд христианских апологетов (Климент Александрийский, Афиногор и др.) относились более лояльно к культуре Греции и Рима, в частности к философии Платона, занимая в то же время достаточно жесткую позицию по отношению к языческой религии и материалистическим и атеистическим элементам античной философии. Христианское образование было создано отцами церкви - римлянами и греками в IV-V вв. н.э. Христианские педагоги первых веков нашей эры во многом опирались на греко-римскую педагогическую мысль. Она все еще оставалась сильнейшей консервативной силой, содействуя моральной и интеллектуальной подготовке воспитуемых. Благодаря ей сохранялся стандартный уровень литературного стиля изложения.