Развитие образования в Греции
Любой город с претензией на цивилизацию должен был иметь хотя бы одну гимназию; более богатый и прогрессивный город строил несколько школ для нескольких возрастных групп населения. Хорошо обеспеченный город имел три гимназии или отделения гимназии для мальчиков, эфебов и «молодых людей», которые прошли через эфебии. Прошедшие через гимназию становились неформальной аристократией. Здание гимназии было практически открытым помещением для борьбы и других видов спорта. Центральный зал был окружен колоннадой с комнатами по периметру (раздевалка, комната для умаслений, для игры в мяч, баня, лоджия, комната для отдыха, бесед и обучения). Во многих гимназиях были лекционные помещения и библиотеки.
Руководил этим заведением директор, которому помогал заместитель. Директор должен был быть очень ответственным человеком, во многих городах он получал поддержку щедрых благотворителей. Он осуществлял общее руководство физической и интеллектуальной подготовкой учеников, ему помогали другие учителя. Начальное образование во многих городах было доверено куратору мальчиков и девочек.
Собственно образование было отдано в частные руки, однако, в некоторых городах существовала традиционная система общественного образования с фондом оплаты труда учителей. В некоторых городах для поддержки должного уровня обучения проводились соревнования для мальчиков, организовывал соревнования директор, который часто давал призы из собственных денег. Учащиеся демонстрировали свои успехи, а учителя должны были продемонстрировать свое мастерство.
Обязательная система эфебии стала практически повсеместной в греческих городах. Молодых людей 19-20 лет призывали в эфебии, где в основу образования была положена атлетическая и военная подготовка. В некоторых городах эфебы получали дальнейшее музыкальное образование и интеллектуальную подготовку. Во II в. до н.э. в Афинах ввели в практику посещение эфебами лекций в философских школах, открытых в городе. Наставниками в эфебиях были учителя порядка и самоконтроля. Первоначально обучение в эфебиях было обязательным в Афинах, но в III в. до н.э. оно стало добровольным и, конечно, стало прерогативой имущих классов, чьи дети были обеспечены материально. Когда эфеб получал образование и становился официально молодым человеком, он обычно не забрасывал своих занятий, а продолжал их в гимназии. Любой, желающий получить высшее образование, должен был работать под руководством известного педагога в области риторики, философии или какой-либо другой науки.