Развитие образования в Греции
Счет изучается не сам по себе, а как необходимый навык для развития мышления, логическое мышление описывается Аристотелем как «вычислительное». Значительное внимание уделяется чтению и письму. Чтение включает классическую литературу, с которой связано изучение гражданского права и этики. Гимнастика, по мнению Аристотеля, должна сделать из тела достойное орудие души.
Цель Аристотеля - воспитание человека, который был бы способен последовательно и успешно играть несколько различных ролей в жизни идеального государства — сначала стать солдатом, затем руководителем, или судьей, или философом. Воспитанный таким образом человек должен соответствовать требованиям идеального общества. Для Аристотеля, как и для Платона, воспитание гармонично развитой личности является результатом многолетней работы и конечной целью трудоемких и непрерывных усилий, начиная с семейных устоев и кончая развитием разума.
К концу IV в. до н.э. деятельность софистов вызвала к жизни создание двух типов школ: риторической и философской. Риторические школы готовили к практической деятельности, обучая ораторскому искусству и «новым знаниям». Основателем риторической школы был Изократ (436-338 гг. до н.э.). Цели философских школ были тесно связаны с теоретическими вопросами метафизического и этического характера. Однако ни риторические, ни философские школы после Аристотеля не создали сколько-нибудь основательных педагогических концепций.
В некоторых городах эллинистического периода образование признавалось государственным делом; его успешность зависела от пожертвований царей и богатых граждан. Во многих прогрессивных городах были хорошо обустроены начальные школы. В Ионии девочки обучались так же, как и мальчики, а в некоторых областях, например на Крите, обучение было совместным, как в Спарте. Дети поступали в школу в возрасте 7 лет и там обучались навыкам чтения, письма и арифметики. Учителя не имели специальной подготовки. Часто мальчики переходили затем к учителю средней школы, если отцы могли оплачивать их образование, для того, чтобы обучаться риторике и, наконец, в эфебии, организациях, где готовились юноши для высшей и гражданской службы.