Развитие образования в Финляндии

То же относится и к программам единой школы, которые опираются на принципы воспитания индивидуальности и на свободу выбора. Преподавание должно обеспечить твердые знания у ученика, уверенность в себе и развитие его способностей для работы в коллективе, самовыражение и творческую силу. Важно также обучение хорошим манерам и пониманию этических норм. Ориентация на воспитание индивидуализма означает развитие образования одаренных детей, внимание к которым стало усиливаться в 90-х годах.

За последние 20 лет произошла децентрализация финской системы единых школ. Национальные программы заменялись программами, разрабатываемыми самими школами и самими учениками. Общественно ориентированная школьная модель превратилась в индивидуализированную среду обучения, которая основывается на гуманизме с явно обозначенными чертами космополитизма, привнесенными как иностранными студентами, так и электронной связью Интернет.

История школьной системы Финляндии свидетельствует о том, что в ее основе лежат национальная культура ее ценностей и языков, между которыми наблюдается тесное взаимодействие. Образование требует определенной культуры, а ее развитие, в свою очередь, требует образования. Это стало очевидным уже с XVI в.

Вторая черта истории образования - это ее космополитизм. Финляндия сначала была частью Швеции, затем России, свой суверенитет и образовательную независимость она приобрела в 1917 г. Космополитизм требовал хорошего знания языков и определенной смелости для того, чтобы обучаться за границей. Обучение финнов за границей началось уже в XIV в. и продолжается до наших дней. В итоге Финляндия имеет опытных, образованных гражданских служащих, священников, врачей и судей. Космополитизм обнаруживается и в педагогических разработках, и в повседневной школьной деятельности. Метод взаимного обучения Белла-Ланкастера, например, использовался для того, чтобы преодолеть нехватку учителей в начале XIX в.; в середине же XIX в. были усвоены и применены педагогические идеи из Центральной Европы.

Третья черта истории финской истории педагогики - это местная инициатива в развитии школьной системы, которая прослеживается и в других скандинавских странах. Система начальной школы была создана на муниципальном уровне в 1860 г. наряду с местными советами по образованию и школьными советами, имеющими право решения многих вопросов. То же относится и к развитию объединенной школы в 90-е годы.

Четвертая черта характеризует цель образования: как начальные, так и школы более высоких ступеней, а позже и единые школы нацелены на обеспечение прочного общего среднего образования.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  Следующая > В конец >>