Развитие образования в Финляндии

Лозунг «Свобода, братство и равенство», популярный во Франции конца XVIII в., выражал чаяния финского либерализма в сфере образования, но на практике эти принципы не были реализованы вплоть до следующего столетия. Первый признак этого нового направления общественного развития появился в Швеции с принятием в 1781 г. закона о свободе совести. Он позволял христианским иммигрантам, не являющимся лютеранами, свободно въезжать в страну. Они получили право исповедовать любую религию и даже открывать свои собственные школы. Характерными для течения либерализма в сфере образования являются взгляды Генрика Габриэля Порсана (1739-1804), который был профессором университета в Турку с 1770 г. Он приложил много усилий для улучшения как народного, так и университетского образования, за что был удостоен почетного звания «Старший финский общественный преподаватель». Порсан подчеркивал, что народное образование должно подняться до уровня образования континентальной Европы, и что в то же самое время знание особенностей своей страны и знание своей культуры являются главными целями массового образования.

Когда Наполеон начал войну с Россией, Финляндия, как и Швеция, была втянута в этот конфликт. После поражения Швеции Финляндия в 1809 г. отошла к России. Россия пообещала финнам сохранять существующие законы, которые обеспечивали автономность их страны. Русская бюрократия всячески стремилась сохранить стабильность и в сфере образования. Каких-либо существенных изменений в это время в школьной системе не произошло.

Русские чиновники не проявляли особого интереса к народному образованию. Инициативу по его развитию взяли на себя прогрессивные предприниматели, общественные деятели и муниципалитеты Финляндии. В эти годы возникло большое количество разнообразных школ: так называемые школы Ахлмена, школы Антелла, школы рабочей молодежи, благотворительные школы, школы для бедных девушек, атеистические воскресные школы, поместные и заводские школы. Церковь создавала конфирмационные классы для молодых людей и воскресные школы для детей. На этом фоне явно прослеживается желание помогать неимущим слоям общества, формировать их жизненные установки и обучать их основам знаний. Эта деятельность была своего рода попыткой создать то, что сегодня называется равенством в образовательных возможностях.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  Следующая > В конец >>