Развитие образования в Финляндии
На заседании Парламента в 1720 г. духовенство выдвинуло обоснованное предложение об обязательном посещении школ всеми детьми, однако другие сословия не проявили особого энтузиазма в этом деле и не поддержали его. Ответственность за воспитание детей все еще лежала на родителях и они подвергались штрафу за халатное отношение к своей обязанности.
Приходские учителя обучали сельчан чтению, посещая их дома, а в случае надобности ходили из деревни в деревню. Кроме того, родители могли нанять любого грамотного человека для обучения своих детей. Что касается обучения в приходских школах, то с 1740 г. были составлены программы образования для их учащихся. Приходское собрание могло нанять по своему усмотрению подходящего человека в качестве учителя. Обычно его называли педагогом. Король ратифицировал законопроект, предложенный Парламентом в 1762 г. Этот закон способствовал созданию постоянных школ, но на практике наиболее распространенным типом школ оставались все еще так называемые передвижные школы. Приходские школы были первым шагом на пути к муниципальной школьной системе.
О народном образовании в основном должны были заботиться государство, церковные и местные власти, но в эпоху Просвещения в сфере образования существовала и иная практика. В Лапландии, например, преподаванием в XVIII в. занимались странствующие учителя, которые сочетали преподавание с повседневной заботой о детях на протяжении всего их обучения в школе. Эта добрая традиция продолжалась и в XX в. Появилась немало людей, заинтересованных в создании своих собственных частных школ. Представители дворянства, духовенства и бюргерства стремились открывать такие школы в местах своего проживания. Примером может служить баронесса Мари Катрин Армфельт, которая построила и открыла школу в 1796 г. Юрист Габриэль Антелл пожертвовал личные средства для народного образования в областях Оулу и Каджаани на севере. Габриэль Ахлман пожертвовал средства Финскому экономическому обществу для организации народного образования в области Тампере.