Развитие образования в Австралии
К началу XX в. небольшие частные школы начального обучения уже не могли соревноваться с бесплатными государственными школами или с несокрушимой церковью, продолжавшей опекать бесплатные католические школы. В каждом австралийском штате произошли фундаментальные изменения: все школы были подчинены централизованной системе. Калейдоскоп местных школ, созданных частными усилиями по желанию родителей стали подчиняться государству, контролироваться бюрократической системой. Нация, которая ориентировалась на британский образец и присущие ему педагогические идеи, приняла образовательную систему, которая отреклась от децентрализованной британской системы в пользу централизованной, подобно Франции и Германии. Учителя страдали от бюрократизма, но они его приветствовали. Дело в том, что реформа освободила их от чрезмерного вмешательства родителей в дела школы, которые не признавали доводов учителей о том, чему следует учить детей.
В последней четверти XIX в. входящая в силу бюрократия не особенно вникала в содержание школьного образования. Архитектура школьных зданий не менялась. Классные комнаты оставались огромными как во времена взаимного обучения. Вместе с тем было обращено внимание на усиление эффективности труда учителя. Колонии с разной степенью энтузиазма признали новую систему оплаты труда учителя по результатам обучения и отношения учеников к предмету. Это увеличило влияние чиновников и сосредоточило огромную власть в руках инспекторов. Они могли уменьшать зарплату учителя, ссылаясь на собственную оценку знаний учащихся. Словом, финансовое положение учителей целиком зависело от отношения к ним конкретных чиновников. Глубоко коррумпированные чиновники начали судить о результатах обучения по собственным критериям. Инспектор приходил в школу не как член ее правления, а как представитель центрального министерства с намерением использовать свои неограниченные полномочия. В тех колониях, где зарплата учителя не зависела от инспектора, она обычно соответствовала рекомендациям департамента образования.