Развитие образования в Англии
Эти идеи не нашли отклика в государственных институтах, радикальных светских академиях, частных школах и у отдельных учителей. Это свидетельствовало об упадке образования в государственных институтах, в частности в Оксфорде и Кембридже, находившихся под жестким церковным контролем. Число обучающихся в них сокращалось. Аналогичные процессы протекали и в существовавших на средства вкладчиков (endowed) классических средних школах. Впоследствии было затрачено немало усилий, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Одни школы стали учитывать требования местных торговцев, фермеров, богатых ремесленников и интенсивно обучать их детей чтению, письму и арифметике. Другие школы выбрали иной путь. Честолюбивые директора обратили внимание на большую группу людей из различных слоев общества, проживавших в разных местах, которым нужна была помощь в изучении классических языков с целью подготовки к поступлению в университеты. Эти школы постепенно утрачивали местные связи и стремились удовлетворить новые потребности общества. В результате они были вынуждены периодически менять свое месторасположение. Таким образом, система классических средних школ к XVIII в. лишилась своего единообразия.
Большие споры накануне промышленной революции велись по поводу повышения грамотности. В XVII в. рост числа продаваемых книг, в том числе и детских, а также календарей свидетельствовал о том, что люди живут в обществе, в котором печатное слово доступно большинству населения. Поэтому умение читать становилось все более важным и поощряемым. Обучение азам грамотности в семье было более доступным, чем в школах. Проблема грамотности становилась предметом многочисленных и ожесточенных споров. Так, доказывалось, например, что грамотность населения заключается не только в умении написать несколько простых предложений и поставить свою подпись. Обращали внимание на то, что уровень грамотности отражал классовое разделение общества. Для более грамотного общества характерен и более высокий уровень жизни. На более низком социальном уровне было меньше сторонников обучения чтению. В правящих кругах шли постоянные споры по поводу необходимости всеобщей грамотности населения. Некоторые писатели XVIII в. предупреждали о том, что грамотность больших групп населения представляет угрозу для общества. Бедные, по их утверждению, стали бы в этом случае ленивыми, наглыми и по-настоящему мятежными, поэтому большинство людей должно быть неграмотным. Устное традиционное слово, с помощью которого необходимые знания передавались от старых к молодым, считалось при этом наиболее подходящей формой обучения.