Развитие личности у ребенка

Отношение к себе начинает складываться у ребенка уже в первые месяцы жизни. Первоначально оно проявляется в переживании им своей субъектности в процессе общения со взрослыми и выражается в активном поиске приятных для себя контактов с ними, в протесте против нежелательных воздействий, в ярких эмоциональных реакциях на отношение взрослых к проявляемой им инициативе. Отношение ребенка к себе отражает отношение к нему взрослых, которое, как правило, строится на его полном принятии. Сколько бы хлопот и огорчений он ни доставлял, все равно он остается самым любимым и бесценным. Отношение родных к малышу — выражение абсолютной любви, поэтому и оценка ими ребенка абсолютно положительная. На ее основе у малыша складывается ощущение своей нужности и ценности. Его, пусть и аморфное, отношение к себе формируется как общая положительная самооценка, которая является отражением отношения взрослого к личности ребенка. Ощущение любви взрослых настолько велико, что он вначале даже не отличает отрицательную оценку от положительной, реагируя одинаково радостно на любое обращение к нему родителей. Лишь во втором полугодии он начинает различать два вида оценок — положительную и отрицательную и обижаться на порицание, которое вступает в противоречие с положительным самоощущением малыша и вызывает у него протест.

Во втором полугодии у него появляется отношение к себе как к субъекту манипулятивной деятельности: действуя с предметами, он переживает удовольствие от того, что умеет что-то делать сам, является источником происходящих изменений. При всем усложнении отношения ребенка к себе на протяжении первого года жизни в нем преобладает ощущение ценности и значимости своего существования вне зависимости от успехов в тех или иных действиях, т.е. общая положительная самооценка.