Развитие коммуникативной компетентности педагогов

Проведение психолого-педагогического тренинга всегда основывается на общих правилах работы в группе, таких, как:

• персонификация обращения и высказывания. Предполагает высказывания только от своего имени, а также обращения к конкретному человеку, и по имени, а не ко всей группе в целом;

• активность на занятиях;

• добровольность;

• правило «здесь и теперь». Актуализируются события, чувства, проблемы, которые имеют значение в настоящем времени, даже если они происходили раньше. Кроме того, обсуждаются процессы, происходящие непосредственно в группе;

• правило открытой обратной связи. Оно позволяет дать почувствовать говорящему отношение участников группы к его сообщению;

• безоценочность личности (можно говорить о своем отношении к тому или иному поступку). Вместо оценок по адресу другого человека, высказываются чувства, которые он (или его действия) вызывают;

• конфиденциальность. Все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы;

• правило «стоп». Если человек не хочет говорить что-либо, он может воспользоваться этим правилом .

Чтобы обучение педагогов развивающему общению с детьми было эффективным, нужно наличие мотивации самого воспитателя в изменении своего стиля общения. Зачастую прямое указание человеку на несоответствие каких-либо его действий ситуации или поставленным задачам не имеет выраженного эффекта. В процессе тренинга каждый его участник может самостоятельно оценивать свои возможности и трудности в конкретных коммуникативных ситуациях. Такая активная позиция — необходимое условие для возможных позитивных изменений в сфере общения.

Главная задача активного социально-психологического обучения — это не столько овладение техникой общения, сколько развитие определенных личностных качеств педагога, в частности, умения принимать и уважать чувства и интересы другого человека. Тренинговые занятия в самом общем виде должны включать в себя диагностические приемы (преимущественно самоанализа), теоретические основы педагогического общения и практическую часть, направленную на формирование профессиональных умений и навыков.