Разновидности семинарских занятий в высшей школе

Ситуация-оценка демонстрирует конкретные события и предъявляет принятые по ним меры. По такой ситуации обучающиеся получают задачу оценить источники, механизмы, значение, следствие ситуации и принятых мер, действия должностных лиц, реакцию коллектива. Опыт из такой ситуации извлекается путем оценки.

Существенную трудность в использовании этого метода представляет поиск сюжетов, соответствующих теме занятия, а также выбор наиболее эффективного варианта занятия и форм предъявления ситуации. Когда сюжет найден и обработан, необходимо сформулировать для студентов вопросы-задания. Далее приводятся примеры постановки задач и вопросов к учебным ситуациям независимо от их содержания.

Как вы оцениваете то, что произошло в предложенной вам ситуации?

Насколько она типична?

Приходилось ли вам сталкиваться с подобными явлениями?

Какие ошибки и кем допущены в данной ситуации?

Какова причина этих ошибок?

Какие нормы, правила, законы нарушены?

Какими директивными документами или нормативными актами должны были руководствоваться участники данной ситуации?

Что посоветовали бы вы участникам ситуации, если бы оказались ее свидетелями?

Кому и как следовало поступить? Как отреагировать? Какое принять решение?

Какие решения, действия, шаги предприняли бы вы в данных обстоятельствах, если бы оказались непосредственным участником описываемых событий?

Обоснуйте свои действия.