Разновидности семинарских занятий в высшей школе

На семинарском занятии ведущий называет его тему, представляет обучающих, знакомит аудиторию с их специализацией, объясняет порядок работы. Затем он предлагает задавать вопросы, переадресовывает каждый вопрос специалисту, возбуждает дискуссию и управляет ее ходом. В конце кратко подводит итоги.

«Круглый стол» может проводиться с участием как преподавателей, специализирующихся на отдельных разделах учебной дисциплины, так и приглашенных для этих целей специалистов.

Этот метод используется в тех же случаях, что и лекция-консультация; отличие в том, что преподавателем выступает не один, а несколько специалистов, а также определяется оборудованием помещения, размещением участников и стилем общения.

Семинар с использованием метода анализа конкретных ситуаций.

Метод заключается в том, что на семинарском занятии преподавателем создаются конкретные ситуации, взятые из профессиональной практики. В этом случае от обучающихся требуется глубокий анализ предложенной ситуации и практическое решение поставленной задачи. Этот метод позволяет на семинарском занятии реализовать множество функций: исследования, изучения, оценки, обучения, воспитания, развития, самооценки и самоконтроля.

При решении конкретной ситуации обучающиеся обычно действуют, как в реальной практике: анализируя ее, используя свой опыт, а также применяя те способы, средства и критерии анализа, которые были ими усвоены в учебном процессе. При этом студенты зачастую сами обнаруживают, что некоторые точки зрения, критерии оценки и выбора решений, методы анализа, которые раньше считались ими правильными и достаточно надежными, оказываются неэффективными, а то и вовсе ошибочными. Под влиянием учебной работы над конкретной ситуацией традиционные подходы постепенно разрушаются, отвергаются самими обучающимися как непродуктивные. Формируется новая система приемов и способов работы. Изменяется характер взглядов студентов, они обретают способность делать то, чего раньше не умели. Существует три основных типа ситуаций, с которыми обычно сталкивается специалист в профессиональной деятельности.

Стандартная ситуация в определенной мере типична, часто повторяется при одинаковых обстоятельствах, имеет одни и те же источники, причины, может носить как положительный, так и отрицательный характер.