Работа социального педагога с детьми с ограниченными возможностями

Важной составляющей общей теории сопровождения выступает и концепция социальной незащищенности. Именно эта концепция может помочь объяснить поведение детей в сфере решения социально-эмоциональных проблем. В качестве такого объяснения может выступать утверждение, что большинство поведенческих проблем вызваны неспособностью детей и подростков выработать связи с образовательным учреждением (детским домом, интернатом, школой или училищем) и обществом.

В теории принято следующее определение социальной незащищенности.

Группы населения или людей называются незащищенными, если они серьезно и периодически оказываются под влиянием негативных эффектов от контактов с социальными учреждениями (включая школу, рабочий рынок, юридические органы) и получают небольшую или вовсе не получают пользы от них.

В условиях образовательного учреждения это означает, что социально незащищенный ребенок будет в основном выступать объектом воздействия, слышать негативные замечания, часто подвергаться наказаниям и не будет в полной мере получать выгоду от всего того позитивного, что предлагает ему окружающее образовательное пространство (например, не сможет овладеть необходимыми знаниями и умениями).

Социальная незащищенность – интерактивная концепция: кто-то всегда является незащищенным перед чем-либо, например ученик перед школой. Это означает, что оба полюса взаимодействия (школа и учащийся или детский дом и воспитанник) должны быть вовлечены в поиск решения проблемы.

Состояние социальной незащищенности является кумулятивным. Если учащемуся трудно в одном учреждении, то эти сложности могут быть перенесены и в условия другого учреждения.