Работа социального педагога с детьми с ограниченными возможностями
По мнению О.С. Газмана, дифференциация социального и индивидуального в развитии личности приводит к необходимости вычленения в педагогическом процессе педагогической поддержки . Предметом педагогической поддержки является процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий , мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Ключевое слово теории педагогической поддержки – проблема ребенка.
Обеспечению педагогической поддержки могут служить следующие основные принципы (Т.В. Анохина):
согласие ребенка на помощь;
опора на наличные силы и потенциальные возможности личности;
вера в эти возможности;
ориентация на способности ребенка самостоятельно преодолевать трудности;
совместность, сотрудничество, содействие;
конфиденциальность (анонимность);
доброжелательность и безоценочность;
безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
реализация принципа «Не навреди»;
рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.