Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения

В условиях традиционной классно-урочной системы организации учебного процесса обеспечить многообразие интересов достаточно сложно, профильный уровень изучения тех или иных предметов по определенному профилю не всегда отвечает образовательным запросам конкретного ученика. В связи с этим, с 2006 года мы приступили к реализации новой формы обучения учащихся 10-11 классов - по индивидуальным учебным планам. Дело это новое, непростое, требует серьезных изменений в привычной организации учебного процесса.

Основная идея обновления старшей школы состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов работы с учащимися, а выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации индивидуальности. Это означает, что специалист по психолого-педагогическому сопровождению должен в современной ситуации не только владеть методиками диагностики, консультирования, коррекции, но и обладать способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, со организацию в этих целях всех участников образовательного процесса.

Психолого-педагогическое сопровождение на разных ступенях обучения различно.

В старшей школе это - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем , развитие временной перспективы, способности к целеполаганию.

При этом необходимо уделить особое внимание этапу перехода из основной в старшую школу: от общего учебного плана к индивидуальному; от универсальной траектории развития и образования ученика к индивидуальной, что предполагает выделение уровней сопровождения.

Уровень класса. На данном уровне, несомненно, ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности - развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, ориентировка в особенностях специальной предметной деятельности, ознакомление с особенностями изучения предмета на профильном уровне.