Психологическая диагностика развития детей раннего возраста в образовательном процессе

Изначально диагностика психического развития создавалась с гуманными целями — помочь детям с аномалиями или трудностями в развитии — и по своему назначению была призвана служить индивидуализации воспитания и обучения. Однако в связи с широким распространением психологической диагностики (особенно тестирования) в практике образования произошла подмена этих целей. Диагностика стала использоваться преимущественно для селекции и сегрегации детей — отбора в образовательные учреждения и распределения на группы (с замедленным и ускоренным темпами развития, с уклоном в то или иное направление развития и др.). Такая практика фактически нарушает право ребенка на образование и право родителей на выбор образовательного учреждения для своих детей, закрепленные в Законе РФ «Об образовании» и в Законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ст. 9). В соответствии с этими законами и «Международной конвенцией о правах ребенка» все дети признаются равными в своих правах, и учреждения образования не должны ущемлять права ребенка.

Как с правовой, так и с этической точки зрения, результаты диагностики недопустимо использовать для определения одних детей в группу способных, а других в группу слабых.

Это может привести к устойчивым искажениям в их личностном развитии, формированию «комплекса непригодности» или «привилегированности».

Помимо правовых существуют научно обоснованные ограничения на применение психологической диагностики с целью отбора детей в образовательные учреждения и их распределения на группы.

Одно из них связано с проблемой надежности диагностических методов. Доказано, что результаты тестирования не могут достоверно прогнозировать дальнейшее развитие ребенка и успешность его обучения. Особенно это касается отрицательных результатов, так как при благоприятных психолого-педагогических условиях «неспособный» может достигнуть такого же успеха в обучении, как и дети, получившие высокие баллы при тестировании. Кроме того, при проведении диагностики часто не учитывается, что тесты очень чувствительны к уровню социализации испытуемого. Так, при использовании тестов, направленных на диагностику интеллекта, диагностируется не столько уровень интеллектуального развития, сколько уровень социализации ребенка. На результаты тестирования также могут оказывать негативное влияние условия проведения диагностики (незнакомая обстановка, незнакомый взрослый, отсутствие матери и пр.) и такие особенности ребенка, как тревожность, застенчивость и пр.