Психологическая диагностика развития детей раннего возраста в образовательном процессе

К числу диагностических разработок, созданных на основе культурно-исторической концепции психического развития Л.С. Выготского, относится «Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет» (авторы — Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, СЮ. Мещерякова). В ней предпринята попытка реализовать целостный личностно-ориентированный подход к оценке психического развития ребенка с позиций теории ведущей деятельности А.Н. Леонтьева, периодизации психического развития Д.Б. Эльконина и концепции генезиса общения ребенка со взрослыми М.И. Лисиной. В рамках данного подхода уровень развития общения и ведущей деятельности отражает наиболее существенные характеристики общего психического развития ребенка и выступает адекватным предметом психологической диагностики. В соответствии с выдвинутыми положениями методики, предлагаемые в пособии, направлены на диагностику уровней развития соответствующей раннему возрасту формы общения ребенка со взрослым — ситуативно-делового общения и предметной деятельности как ведущей на этом этапе.

Основными параметрами, характеризующими уровень развития общения, выступают:

1. Уровень инициативности в общении как показатель стремления ребенка к общению.

2. Уровень чувствительности к воздействиям партнера как готовность воспринять инициативу другого человека, ответить на нее и перестроить свое поведение в соответствии с воздействиями взрослого.

3. Уровень владения средствами общения — конкретными действиями, с помощью которых ребенок осуществляет общение, и речью.

Первые два параметра характеризуют потребностно-мотивационную сторону общения, третий — его операциональную составляющую.

Выделенные параметры оцениваются соответствующими показателями.

В качестве основных параметров уровня развития предметной деятельности выделяются:

1. Операциональная сторона предметной деятельности, показателями которой выступают различные виды действий с предметами.

2. Потребностно-мотивационная сторона предметной деятельности — уровень познавательной активности ребенка. Показателями познавательной активности являются интерес ребенка к предметам, стремление к обследованию и действиям с ними, настойчивость, эмоциональная вовлеченность в деятельность.