Профилизация образовательного процесса как комплексная педагогическая проблема

Переход от отборочного углублённого обучения к массовому профильному актуализирует проблему работы со слабоуспевающими и низкомотивированными учащимися, опыт решения которой отсутствует в истории отечественной специализированной школы. Отечественные этические традиции не позволяют использовать и американский опыт решения данной проблемы на основе метода оценивания умственной одарённости. В США принято считать, что если IQ<100, то академический профиль нецелесообразен, так как ученик не способен к интеллектуальному труду . Некоторые подходы к решению проблемы профильного обучения учащихся с низким уровнем обученности намечены в диссертации

Т.И. Романовской .

Одна из наиболее существенных проблем – определение оптимального баланса между общеобразовательными и профориентационными задачами профильного обучения. Как справедливо отмечают М.Б. Романовская и С.Э. Маркуцкая, «профильное обучение на старшей ступени общего образования не копирует профессиональное. Его главная задача – расширение возможностей социализации, оказание помощи подростку в осуществлении профессионального самоопределения. Очевидно, что профильная школа должна совмещать в себе общеобразовательную и профессионально-ориентирующую функции» .

В самом деле, профильный выбор учащегося, если рассматривать его «в личностной проекции», представляет собой выбор направленности личности. Направленность личности, в свою очередь, предполагает системообразующую роль избранной знаниево-деятельностной области в системе деятельностных интересов и профессиональных предпочтений личности. Иными словами, системообразующим и смыслообразующим центром профессиональной сферы личности для учащегося, выбравшего, например, биолого-химический профиль, следует биологическую и химическую науки и соответствующую им сферу профессиональной деятельности. В педагогическом аспекте это означает, что содержание всей системы учебных дисциплин – профильных и непрофильных – должно в этом случае строиться вокруг центрального для целостной личности учащегося ядра – дисциплин биолого-химического (или другого профильного) цикла. Такая целостность содержания, соответствующая идее целостности личности учащегося, избравшего профиль, требует такого же количества программ и методик преподавания каждого из предметов, сколько существует профилей.