Профилизация образовательного процесса как комплексная педагогическая проблема

Следует добавить, что углублённое обучение ориентировано в значительной степени на собственные корпоративные интересы системы образования (как школьного, так и вузовского), в числе которых: отбор для обучения более «педагогически удобных» учащихся, ориентация на престижное высшее образование, самоустранение от подготовки школьников к решению реальных жизненных проблем, преимущественное использование более простых и традиционных форм и методов обучения, – тогда как профильное обучение ориентировано на широкие социальные эффекты и, не в последнюю очередь, на интересы профессиональной сферы. Имеющееся в современной России противоречие между интересами профессиональной и образовательной сфер в сочетании с недофинансированием последней и её традиционной ориентацией на академическую науку вызывает риск вырождения профильного обучения в углублённое. О серьёзной угрозе такого риска свидетельствует история отечественных специализированных школ, проходившая, как подчёркивает М.А. Кондратьева, в борьбе «между потребностью общества в специалистах, углублённо знающих тот или иной вид интеллектуальной или производственной деятельности и порою односторонней ориентацией учащихся школ с углублённым изучением отдельных предметов только на получение высшего образования» .

Серьёзной психолого-педагогической проблемой, тесно связанной с предыдущими, выступает проблема распределения учащихся по профилям (т.е., проблема критериев и механизмов такого распределения). По некоторым данным, в традиционной ситуации профильных классов, более 87% учащихся поступают в них в связи с интересом к профильным предметам, и лишь около 30% – в связи с выбранной профессией . Таким образом, модель профильного обучения, предполагающая создание профильных классов, ассоциируется у самих учащихся не столько с профильным, сколько с углублённым обучением. Это подтверждается и качественной самооценкой удовлетворённости учащихся профильных классов, связывающих свою удовлетворённость с повышением конкурентоспособности при поступлении в вуз (87%) и получением более глубоких знаний (86%); другие выборы встречаются намного реже . Это – аргумент в пользу модели профильного обучения, основанной на индивидуальных учебных планах (подробно будет раскрыта в п. 2.3. настоящей диссертации). Проблема распределения учащихся по профилям, как предполагается, может быть успешно решена на основе механизмов предпрофильной подготовки учащихся и тьюторского сопровождения .