Профилизация образовательного процесса как комплексная педагогическая проблема

М.А. Кондратьева, в процессе развития отечественных школ с углублённым изучением отдельных предметов преодолевалось противоречие между необходимостью создавать оптимальные условия для развития задатков и способностей, интеллектуальной культуры учащихся и серьёзными недостатками процесса духовного и нравственного формирования личности, специфичными для школы данного типа (тенденции элитарности, известная переоценка отдельными учащимися своих возможностей, элементы карьеризма в поведении, претензии на определённую исключительность и особую одарённость) . Обозначенная проблема будет снята на этапе массового введения профильного обучения. Однако она остаётся по-прежнему актуальной в настоящее время, когда профилированием охвачены далеко не все школы, и усугубляется в ситуации, когда вместо профильного обучения реализуется углублённое.

Специфика профильного и углублённого обучения как различных образовательных феноменов была выявлена С.Н. Рягиным:

– углублённое обучение нацелено на самореализацию личности; углубление содержания образование направлено на обогащение и уточнение понятийного аппарата, увеличение числа рассматриваемых закономерностей, усиление системности излагаемого материала; основным средством освоения углублённого материала выступает работа с учебным текстом и учебными задачами;

– профильное обучение нацелено на самоопределение личности; профильное содержание направлено на профессиональную ориентацию и выявление аксиологических аспектов профессиональной деятельности; основным средством освоения профильного содержания выступают деятельностные методы в учебных и реальных жизненных ситуациях .