Профилизация образовательного процесса как комплексная педагогическая проблема
Ориентируясь преимущественно на вузы, школы, особенно в больших городах, игнорируют реальный рынок труда и тенденции его развития. Возникает проблема структурной сбалансированности предлагаемых профилей, их соответствия социальному образовательному заказу к старшей ступени общего образования со стороны учреждений профессионального образования и профессиональной сферы региона. Во многих регионах налицо неравномерность в предложении школами различных профилей обучения.
Приведём выдержку из документа, иллюстрирующего ситуацию в Тольятти Самарской области:
«Общеобразовательные учреждения предоставляют разнообразный спектр направленности образовательных программ:
— художественно-эстетической – 30%;
— физкультурно-оздоровительной – 31%;
— экологической – 4%;
— гуманитарной – 82%;
— естественно-математической – 64%.
Наблюдается дисбаланс в сторону гуманитарной направленности статусных общеобразовательных учреждений. Учитывая ситуацию «перевернутой пирамиды» на рынке труда и образовательные запросы старшеклассников, следует отметить недостаточность программ технологической, спортивной, технической направленности в старшей школе. Кроме того, данные социологического опроса учащихся и родителей по рейтингу специализаций профильного обучения и выбору профессиональной сферы для работы в будущем не соответствуют потребностям рынка труда.