Профессиональный портрет социального педагога

Таким образом, социальный педагог – это профессионально подготовленный специалист в области педагогики отношений в социуме. В семье и семейно-соседской общности, в сельской общине и на предприятии, в общеобразовательной и профессиональной школе, в больнице, приюте, детском доме или интернате для престарелых, в исправительном учреждении социальный педагог влияет на формирование воспитывающих, гуманных, нравственно и психологически комфортных отношений в социуме.

Профессия современного социального педагога формировалась постепенно, базируясь на прогрессивных традициях отечественной педагогики, трансформируя на российскую почву все лучшее и рациональное из зарубежного опыта. Многолетний научно-практический поиск позволил отделить зерна от плевел, выявить общее и специфическое, создать наиболее приемлемую для современной социальной ситуации отечественную модель системы служб социальной поддержки населения.

В деятельности социального педагога, сориентированной на работу со всеми категориями населения, с семьями (независимо от наличия у них проблем), приоритетное место принадлежит решению превентивно-профилактических задач. Он не ждет, когда к нему обратятся за помощью. Социальный педагог в этически допустимой форме сам выходит на контакт с семьей, личностью. Он как бы ставит социальный диагноз, изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, узнает о круге общения, условиях его жизни, моральном микроклимате, выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы психологические, медицинские, правовые, экологические, решения которых осуществляются совместно с социальными работниками, специализирующимися по определенным профилям.

Опыт показывает, что полноценное выполнение социальным педагогом диагностической функции позволяет на уровне семьи и личности обеспечить на раннем, превентивном уровне профилактику различного рода отклонений – нравственного, физического, психологического, социального плана. Это чрезвычайно важно, так как на протяжении многих лет собственно превентивной профилактике надлежащего внимания не уделялось, что не позволяло выявлять и устранять причины негативных явлений.