Профессиональный портрет социального педагога

Забота социального педагога (работника) распространяется на различные возрастные категории населения и направлена на активизацию социокультурных и социально-педагогических функций общества, семьи и личности.

Опираясь на практический опыт социальной работы, можно выделить следующие наиболее общие (базовые) характеристики социальных педагогов (работников) независимо от специализации:

способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей, с одной стороны, и обществом, различными государственными и общественными структурами – с другой;

способность выполнять своеобразную роль «третьего человека», связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом;

умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности;

умение работать в условиях неформального общения, оставаясь в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной субъектной позиции клиента;

способность соучаствовать, сопереживать клиенту в решении его проблем;

умение строить взаимоотношения на основе диалога, на равных; коммуникабельность, экстравертность.

Профессия «социальный работник» неотделима от понятия «социальная работа», которое трактуется учеными разных стран далеко не однозначно. Просматривается широкая палитра подходов к определению сущности, функций, содержания, методов социальной работы.