Профессиональные творческие познавательные задачи

Задачи:

1. По дороге идут два туриста. Один из них делает шаги на 10 % короче и в то же время на 10% чаще, чем другой. Кто из туристов идет быстрее?

2. В селе всех тех, и только тех, кто не бреется сам, бреет парикмахер. Кто бреет парикмахера?

3. В учебном коллективе постоянно наблюдались отклонения от требований учебной дисциплины. В чем причина такого поведения учеников?

Первая задача может быть решена интуитивно. Вторая задача не имеет решения. Поставленный вопрос при наличии имеющихся в задаче условий всякий раз вступает в противоречие с условиями задачи при ее решении. Третья задача не содержит достаточного количества информации для решения, поэтому имеет бесконечное множество решений.

Учебные задачи, даже если они предполагают эвристические приемы решения, должны иметь решение. Выбор способа решения всегда связан с заранее определенным критерием оценивания результата. В ином случае оценка не может быть проведена, так как отсутствуют исходные параметры.

Обучение построению проблемных задач, созданию проблемных ситуаций, следует начинать с освоения способов формулирования проблемы и выделения проблемы в содержании учебного материала.

В качестве примера остановимся на анализе проблемы «Педагогическая эвристика как дидактическая система». Рассмотрим ее содержательную структуру.

Названная теоретическая проблема содержит следующие вопросы:

1. Эвристическая деятельность как элемент продуктивной деятельности.

2. Основные задачи педагогической эвристики.

3. Функции эвристической учебной деятельности.