Профессиональные творческие познавательные задачи

развивать гибкость мышления, способность принимать или отвергать гипотетические пути решения профессиональной задачи, осуществлять рефлексивную деятельность, оценку полученных результатов и вносить коррективы в собственные действия;

развивать ассоциативную беглость мышления, способность видеть проблемы;

сочетать в процессе преподавания логические приемы структурирования учебной информации с эвристическими действиями и профессиональной интуицией в целях импровизации в непредвиденных условиях;

производить расчет сложности проблемных задач и предвидеть познавательные затруднения учащихся, разрабатывать методы регуляции учебным процессом, использовать индивидуализированные методики и коррекционные методические приемы;

создавать общую положительную мотивацию учащихся, ориентацию на решение задачи, ее принятие и настойчивость в достижении цели.

Решение проблемных задач предполагает эвристические действия и логические приемы познания. Эвристические процедуры применяются при решении задач с недостаточной информацией. Выбор решения осуществляется между несколькими способами, которые предположительно ведут к требуемому результату. Оценивание их происходит на основе соотношения имеющейся ин-формации с целью, посредством логического анализа прослеживается гипотетическое построение решения.

Проблемные задачи всегда имеют одно или несколько решений. Профессиональные задачи, встречающиеся в процессе деятельности педагога, в целом ряде случаев имеют проблемную характеристику. Многие из них относятся к задачам исследовательского типа и потому в реальной практике дают результат, не в полной мере удовлетворяющий поставленной цели. Педагогические задачи, как правило, многофакторные, предполагают возможность построения совокупности гипотез решения. Проверяемость их решения формальными логическими методами затруднена.

Дидактическим правилом построения всех проблемных учебных задач, в том числе задач с профессиональной направленностью, являются структурные модификации учебной информации, наличие скрытых связей между целью и условиями задачи или недостаточность информации.

Приведем несколько проблемных задач школьного типа, требующих применения эвристических действий в решении.