Профессиональная проба как форма внеурочной деятельности учащихся

Алгоритм пробы задан таким образом, что учащиеся в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний самостоятельно избирают степень сложности задания. Предварительно они знакомятся с условиями пробы и требованиями к ней.

Профессиональные пробы выполняются индивидуально и в составе определенной группы. При этом обеспечивается преемственность в выполнении профессиональных проб в урочное и внеурочное время. Разработан пакет программ профессиональных проб, которые предназначены для углубленного практического знакомства с миром профессий во внеурочное время. Выполнение профессиональных проб дополняется экскурсиями, участием школьников в общественно полезном, производительном труде.

Последовательность организации практической части профессиональной пробы такова:

- на первом этапе совместной работы с предприятиями разрабатываются и согласовываются нормативные документы по организации профессиональной пробы на базе предприятия;

- второй этап характеризуют встречи с наставниками, где рассматриваются и утверждаются инструктажи по сопровождению работы с детьми, карты-задания для ребят;

- в период третьего этапа осуществляется профессиональная проба;

- четвертый этап - самооценка и оценка деятельности ученика.

В процессе выполнения профессиональных проб преподаватель изучает учащихся, наблюдает их работу, оценивает самостоятельность, активность, стремление достичь определенных профессиональных результатов. Как правило, наблюдения сочетаются с беседами, целевой рекомендацией по выбору профессии, совершенствованию знаний, умений в определенной сфере деятельности, корректировке их профессиональных планов с учетом индивидуальных особенностей каждого.

В любом психолого-педагогическом процессе, связанном с изменением личности человека, возникает необходимость в оценке его результативности.