Проблемы социального воспитания в эпоху средневековья

С крещением Руси князем Владимиром связано появление школ. Великий князь и его окружение были заинтересованы в распространении христианства. Первая школа была открыта при дворе князя Владимира. В X-XIII вв. школы возникли и в других городах Киевской Руси: в Новгороде, Переяславле, Суздале, Чернигове, Полоцке, Галиче, Ростове и т.д. Важно, что в училищах не только обучали чтению, письму, пению, но и уделяли большое внимание нравственному воспитанию.

Тем не менее в Древней Руси отсутствовала какая-либо упорядоченная система школьного образования. Главными очагами воспитания и обучения были семья и церковь.

Однако процесс социализации ребенка определялся не только церковным влиянием. Он дополнялся народной системой воспитания, направленной на повседневную жизнь человека. Средствами народной педагогики были: пословицы, сказки, загадки, былины, песни, притчи и т.д.

Нашествие монголо-татар приостановило развитие экономики и культуры древнерусского государства. Необходимым компонентом социализации подрастающего поколения стало приобщение детей к православию и народной культуре.

В XIV-XVI вв. педагогическая мысль была направлена на важнейшие проблемы воспитания. Крупнейшие русские просветители развивали мысль об изначальном равенстве всех людей . Актуальными в данный период оставались вопросы трудового воспитания, морали и нравственного поведения . Педагогическая мысль в это время развивалась в монастырях среди монашества. Нил Сорский в своих руководствах по духовному совершенствованию человека – «Предание» и «Устав о скитской жизни» – обобщил опыт монастырского воспитания и обучения и предложил использовать в воспитании методы, средства и приемы духовного самосовершенствования. Целью воспитания он считал достижение духовного совершенствования в процессе активной умственной деятельности воспитанников.

К распространенным жанрам книг того времени относятся «жития святых» .