Проблемы социального воспитания в эпоху средневековья

Основное педагогическое произведение Кассиодора «Наставление в науках божественных и человеческих». Отстаивал необходимость сохранения светских знаний в рамках христианского образования, добивался признания античного наследия. Кассиодор – создатель Вивариума . Преподавание в школе соединяло традиции поздней античности с изучением христианства. Рукописи языческих и христианских авторов, переписанные в Вивариуме, получили распространение во всей Европе. По типу Вивариума строилась деятельность центров культуры и образования в раннем средневековье.

Исидор Севильский – считал познание одной из главных целей человеческой жизни. Особое место занимают «Этимологии, или начала» - всеобъемлющая энциклопедия западной Европы эпохи Средневековья. Стремился обобщить все доступные в ту эпоху знания и методы его интерпретации, построить своеобразную модель культуры и образования.

Алкуин Флакк Альбин – глава Палатинской , созданной Карлом Великим в Ахене, основной центр образованности в конце VIII-IX вв. в Западной Европе, советник императора в делах культуры, школы и церкви. Развивал идеи распространения образования, которые нашли отражение в государственной политике Карла Великого. Призывал не презирать светские науки, обучать детей грамоте и диалектике, чтобы они могли достичь мудрости и, возмужав, в свою очередь обогащали сокровищницу знаний. Среди учеников Алкуина многие выдающиеся деятели Каролингского Возрождения.

Одной из главных целей человеческой жизни Гуго Сен-Викторский считал познание. Выделял три ступени познания: восприятие и размышление, рассуждение, созерцание. Считал просвещение условием восхождения от низших ступеней познания к высшим. Его главное сочинение «Наставления в обучении чтению», содержавшее конкретные советы учителю, оказало влияние на развитие образования в Западной Европе. Подчеркивал, что содержание наук может быть хорошо усвоено только при наличии правильных методов преподавания, учитывающих возраст, природные склонности и интерес учащихся.