Проблемы социального воспитания в эпоху средневековья

Средневековье выработало модель авторитарного патриархального воспитания, опиравшегося на традицию, авторитет и волю. Важным фактором усвоения верующими предписываемых норм и образцов поведения было усиление церковного контроля над их соблюдением. Одним из проявлений этой акции можно считать ужесточение наказаний за нарушение христианских заповедей.

Педагогическая мысль средневековья опиралась на священное писание и сочинения отцов церкви, рассматривавших мир как школу Христа. Христианские мыслители преподали пример детального сугубо индивидуалистического восприятия человека с выходом на «одухотворенность ежедневного поведения». Они связали воспитание с такими важными ориентирами, как представления о цели и смысле жизни.

Католическая церковь отвергала античную образовательную традицию, с другой стороны существовала группа христианских богословов и педагогов, которые стремились спасти остатки традиций греко-римского образования:

По Августину все знание своей основой имеет Библию, в которой отразилась вечная и универсальная истина, открывающаяся верующим через слово, язык. Августин оказал определяющее влияние на средневековую педагогику, определил содержание христианского образования, допускающего усвоение некоторых достижений античного наследия под руководством духовных наставников. При определении образовательного минимума в сочинении «О христианском учении» ставил «словесные науки» и историю на первое место, как особенно важные для священного Писания. В образовательном процессе Августин придавал особое значение вере и авторитету.

Переводы Боэция на латинский язык сочинений Аристотеля, Порфирия, комментарии к ним, а также его трактаты до XII в. были основой преподавания диалектики. Боэций очертил круг философских проблем, обсуждавшийся в средневековых школах, заложил фундамент схоластики.