Проблемное обучение и другие образовательные технологии

Еще один пример:

«Наиболее древний способ ориентации, свойственный всем водным животным, — восприятие химизма среды. Хеморецепторы многих гидробионов обладают чрезвычайной чувствительностью. В тысячекилометровых миграциях, которые характерны для многих видов рыб, они ориентируются в основном по запахам, с поразительной точностью находя место нерестилищ или нагула. Экспериментально доказано, например, что лососи, искусственно лишенные обоняния, не находят устья свой реки, возвращаясь на нерест, но никогда не ошибаются, если могут воспринимать запахи. Точность обоняния чрезвычайно велика у рыб, совершающих далекие миграции».

Научная проблема находит свое решение в самом начале текста, ее обсуждение и экспериментальные данные в случае второго текста являются объяснением названного способа ориентации водных животных. Они включены в текст в качестве доказательства наличия хеморецепторов. Этот и предыдущий тексты имеют исследовательские материалы, но, в отличие от проблемного построения текста, обсуждаемый вопрос излагается в повествовательной форме, а исследовательские сведения вводятся в объяснительную часть не для постановки проблемы, а в качестве интерпретации или доказательства защищаемого теоретического положения.

Целесообразность подобного построения устного или письменного изложения научного материала несомненна. Применение его желательно сочетать как с проблемным, так и с объяснительно-иллюстративным стилем изложения.

Дальше от проблемного отстоит обучение, адекватное дедуктивно-информационной стратегии обучения:

«Для незамкнутой системы законов сохранения, вообще говоря, не будет. Однако в случае движения системы во внешнем поле — в том случае, если само поле обладает некоторой симметрией, — может остаться справедливой и часть законов сохранения. Так, если поле не зависит от времени, то у находящейся в нем системы будет сохраняться энергия; если поле допускает не меняющие его сдвиги — соответствующие компоненты импульса; если вращения вокруг некоторых осей—соответствующие компоненты момента. Внешнее поле может обладать и более сложной симметрией, например оставаться инвариантным только относительно одновременно производимых вращении и сдвига. Тогда будут сохраняться определенные комбинации компонента импульса и момента».