Проблемное обучение и другие образовательные технологии

Не задаваясь целью глубокого анализа монологических учебных текстов, попытаемся увидеть их принципиальные дидактические различия, имеющие столь существенное значение для педагогической науки. Рассмотрим конкретные учебные тексты. Но так как трудно предложить достаточно полный текст лекции, на котором хорошо просматриваются особенности структуры, связанные с дидактической стратегией обучения, мы приводим отрывки учебного текста, которые в силу краткости лишь частично обнаруживают свои структурные особенности. При этом мы не ставим перед собой цель проиллюстрировать все имеющиеся возможности и способы построения лекционного учебного текста. Приводим наиболее типичные фрагменты построения учебного материала в пределах лекционного метода, чтобы провести несложный дидактический анализ структуры учебного материала и выделить наиболее яркие отличительные свойства каждого из текстов.

Вот отрывок из книги П. В. Копнина «Диалектика как логика и теория познания»:

«Хорошо известно, что научное знание сложно и многосторонне. Но все ли в этом знании служит объектом логического анализа? Некоторые исследователи полагают, что логический анализ имеет дело только с одной стороной знания: структурой вывода, сущность которого заключается в переходе от заданного, известного знания к другому, следующему из него с логической необходимостью или вероятностью определенной степени.

Нельзя отрицать важность этой стороны для научного знания. Детальный анализ выводного знания всегда входил в задачу логики, и на этом пути она достигла больших успехов. Однако наше знание развивается не только путем логического вывода; развитие науки включает выдвижение новых положений на основе обобщений передового опыта, экстраполяцию прежних теоретических принципов, то есть такие методы развития знаний, которые не сводятся к простой логической дедукции».

Проблемный полемический характер изложения связан с обсуждением путей и способов философского анализа знаний, роли логики в развитии науки. Автор сталкивает разные точки зрения и анализирует их на основе защищаемой позиции. Материалистическая диалектика выступает как логика и теория познания и является философской основой логического анализа современного научного знания.