Проблемное обучение и другие образовательные технологии

За неимением таких возможностей представим фрагмент текста, в котором приведены элементы структуры объяснительно-иллюстративного и проблемного обучения. Этот учебный текст принадлежит В. Оконю, но он изменен нами в целях более наглядной демонстрации, при этом сохранен его смысл, сохранена также и познавательная задача, которую ставит автор. Изменению подверглась лексическая форма изложения, кроме того, произведено сокращение текста и введены некоторые уточняющие смысл предложения:

«Создание культурных потребностей является важной задачей школы. Потребность является источником мотивов, а мотив характеризует внутреннее напряжение, от которого зависит возможность и направление активности.

Из психологических исследований известно, что:

— лица, для которых характерна низкая интенсивность потребности достижения успеха, под влиянием неудач понижают эффективность своей деятельности, что приводит к понижению мотивации;

— лица со средней интенсивностью потребности под влиянием неудачи повышают эффективность работы, так как неудача приводит к повышению уровня эмоциональной стимуляции;

— у лиц с высокой интенсивностью потребности достижения успеха под влиянием неудач обнаруживается усиление мотивации и стимуляции, но одновременно и снижение эффективности.

Как это можно объяснить? Почему, несмотря на хорошую подготовку к экзамену, под влиянием экзаменационного стресса может происходить снижение результатов? Это объясняется, видимо, тем, что высокий исходный уровень мотивации, сочетаясь с эмоциональным эффектом стимуляции, вызванной неудачей, приводит в итоге к перескакиванию точки максимума достижений. Следует ли в таком случае добиваться развития интенсивной потребности в достижении успеха? Приведенные психологические исследования обращают внимание на неудачи, а хорошая учебная атмосфера позволяет их избежать, умело и тактично преодолевать. В такой атмосфере создание потребности интеллектуальных достижений, а также высшего ее уровня, формирует позитивную мотивацию к учебе и становится вполне реальным».

В приведенном тексте хорошо просматривается логическая структура. Сначала вводится новая информация о связи культурных потребностей с мотивацией, являющейся стимулом развития активности.