Проблемное обучение и другие образовательные технологии

Как видим, примеры учебных текстов равнозначны по структуре информации. В первом случае сообщаются новые понятия, во втором дается предписание. В третьем случае, тоже часто используемом лекторами и авторами учебников, учащиеся знакомятся с закономерностями того или иного процесса. Вся информация вводится в учебный процесс аксиоматически.

Построение структуры такого текста целесообразно, если не требуется обсуждения проблемы, объяснения механизма и детерминизма явлений. Важно, однако, не считать обсуждаемую структуру текста универсальной, единственным способом построения изложения. Современный уровень теории обучения позволяет использовать разнообразные технологии обучения. С помощью их сочетания можно получить высокую эффективность и экономичность обучения.

Приведенные примеры различных учебных текстов свидетельствуют о том, что выбор того или иного стиля изложения информации прежде всего связан с содержанием учебного материала и, следовательно, с составом и структурой науки, а также с логикой ее построения. Уровень систематизации учебной информации зависит также от способа организации учебного процесса.

Выбор технологии обучения основан на логическом анализе науки. Вместе с тем чтобы получить учебный текст, даже в высшей школе необходима определенная адаптация научного знания в целях приближения ее к познавательным возможностям обучающихся. В ходе педагогического перевода науки в учебный материал изучаемая научная информация сопровождается интерпретацией известных науке фактов и законов, а изложение научного знания требует специальных языковых структур, позволяющих стимулировать учебно-познавательный процесс, направлять учебное познание на понимание основных идей науки и изучение научных теорий и методов науки. Чтобы этот процесс проходил успешно, обучающиеся должны видеть и понимать логическую структуру текста, производить его структурный анализ, удерживать в сознании логическую схему информации.

Проблемному обучению при различных технологиях обучения может быть отведено должное место. Наиболее распространено проблемное обучение, сочетающееся с другими его технологиями. Для того чтобы увидеть сложную структуру текста, в которой имеют место разные технологии, нужно представить развернутый текст изложения учебной информации.